Азиатская гвардия

Свободное место

Примерно около пяти лет назад на рынке коммерческой техники вообще и грузовиков (мало- и среднетоннажников) стала образовываться совершенно пустая ниша. С одной стороны, широкое поле закрывали российские машины, но многие перевозчики имели, мягко говоря, не самый положительный опыт их эксплуатации. Высокий уровень техники предлагали европейские и японские производители, но их цена была далеко не всем по карману. Компромиссом тут стали подержанные зарубежные автомобили, но и «секонд хэнд» часто выглядел — и на практике оказывался — довольно сомнительным приобретением.

Рынок явно требовал чего-то «нероссийского», «недорогого» и при этом нового. Эту нишу попробовали заполнить корейские машины, но их цена все-таки оказывалась ощутимо выше «российской», и на рынке оставался еще приличный незаполненный участок.
А такого, как известно, не бывает — рынок не терпит пустоты. И теперь она активно заполняется: навстречу ожиданиям перевозчиков приходят китайский и индийский автопромы.

Живые примеры

Сегодня уже достаточно известны и завоевали свое место на рынке китайские грузовики JAC и FAW. Важно отметить: машины поставляются официально и в частности в Петербурге продаются сертифицированным дилером (ООО «ЛЕГКИЙ ГРУЗОВИК», подразделение корпорации «ГРУЗОМОБИЛЬ»).

Под маркой JAC к нам поставляются машины грузоподъемностью от 2.5 до 7 т, оснащенные турбированными дизелями мощностью от 80 до 136 л. с. Машины имеют бескапотную компоновку и в базе оснащены бортовой платформой либо фургоном.

Практика:

Семенцов Александр Михайлович, начальник отдела перевозок «ЮИТЕ-Линтек»:

- При выборе этой машины привлекла цена и ее нероссийское происхождение. Понравились паспортные технические характеристики автомобиля, его дизайн. И в своем выборе мы не ошиблись. Эксплуатируем машину уже год — и она ни разу не подводила, чего не скажешь про отечественную технику. У «китайца» — прочная рама, надежная подвеска. Мощности двигателя хватает, работает он без проблем. Есть, конечно, небольшие минусы по сборке, но сама машина ходит надежно, и ей можно доверять.
 
Ельников Андрей Сергеевич, генеральный директор «Вебер Авто»:

- Одним из главных привлекающих моментов выступило то, что эта машина, по своей техчасти, — аналог «Мерседеса», который нам хорошо знаком.

А здесь за невысокую цену — такой же «Мерседес», только новый. Сейчас у нас две машины ТАТА, которые ходят без проблем. Вначале мы столкнулись с небольшими недоработками, но с помощью дилера и представителей завода они были устранены. В ближайшее время планируем приобретение еще двух машин, а в будущем надеемся перевести весь свой автопарк на ТАТА.

FAW представлен двумя моделями. Первая — легкий «развозной» грузовичок с двигателем 0.97 л, платформа которого может взять до 900 кг. Вторая — это уже настоящий коммерческий автомобиль: машина грузоподъемностью 2 т, оснащенная 90-сильным дизелем.

Интересно выглядит другой «азиат», пришедший на наш рынок: индийский грузовик ТАТА российской сборки. Это автомобиль бескапотной компоновки, оснащенный грузовой платформой, в которой можно увезти до 4.5 т. Двигатель — 5.7-литровый дизель мощностью 130 л. с. Стоит отметить, что узлы и агрегаты машины — это аналог моделей Mercedes-Benz предыдущих серий, лицензию и оборудование для выпуска которых купил индийский концерн.

Кстати, JAC и FAW также происходят от лицензионного производства, заимствуя многие свои агрегаты, узлы и технологии изготовления у японских компаний Isuzu и Nissan.

Борьба за репутацию

С момента своего появления в продаже (около года назад) китайские грузовики вызвали в профессиональной среде очень высокий интерес. Рынок действительно ждал таких машин: с современными уровнями техники, дизайна и комфорта, но по цене российских машин.

Однако первые шаги «китайцам» приходилось делать с трудом: очень много дегтя в общественное мнение было влито «полуподпольной» китайской электроникой, бытовыми товарами и прочим ширпотребом, хлынувшим в страну в 90-е. Задача по преодолению сформировавшегося стереотипа здесь ложится на плечи дилеров. И хотя внешне, по техническим описаниям и цене, машины говорили сами за себя, сомнения у потенциальных покупателей возникали. Всех прежде всего волновал вопрос сервисного обслуживания и ремонта. Как починить китайский автомобиль, если вдруг понадобится?
В этом направлении петербургским дилером («ГРУЗОМОБИЛЕМ») была проделана большая работа. В частности, был создан склад основных расходных запчастей и налажен канал по оперативной доставке деталей. Плоды этой работы сегодня демонстрирует сам рынок.

Свое слово сказала и практика. За полгода опыт эксплуатации накопился очень хороший. Практически 100% проданных «ГРУЗОМОБИЛЕМ» грузовиков, в совокупности всех марок, не имеют «отказов»: из 104 только два были в ремонте. Ожидания от китайских и индийских машин оправдываются.

Пополнение рядов

Успех JAC, FAW и ТАТА, спрос на рынке и интерес перевозчиков стимулировали расширение ассортимента машин. Сейчас начались продажи еще одной китайской марки — Dong Feng. Покупателям предлагаются две модели — машины грузоподъемностью 3 и 5 т. Автомобили имеют бескапотную компоновку и в базе поставляются с грузовой платформой. Можно заказать тентованный, жесткий или изотермический фургон. Двигатели — турбированные дизельные Евро 2 мощностью 95 и 120 л. с., агрегатированные с 5-ступенчатой механической коробкой.

Оснащены автомобили в современных традициях. В базовую комплектацию машин входят тормозная система, оснащенная АBS, гидроусилитель руля, магнитола и противотуманные фары. Дополнительно можно заказать кондиционер и прочее оборудование.

Появление таких новичков совершенно понятно и логично. Российский автопром все никак не может избавиться от своих «традиций»; европейский, японский (да и корейский) просят за свою продукцию высокую цену. Но на помощь перевозчику приходит индокитайская техника. Она уже завоевала себе место на рынке, и ее присутствие и востребованность будут только расти.