Бестселлер по имени Actros

Не успели специалисты переварить информацию, полученную на выставке коммерческого транспорта в Ганновере, как компания DaimlerChrysler пригласила журналистов на тест-драйв нового Mercedes-Benz Actros.

Да не куда-нибудь, а в «родовое поместье» – Баден-Вюртемберг. Кстати, население всей этой федеральной земли Германии по численности равно населению Москвы. Очевидно, желая поразить гостей местными красотами, хозяева устроили презентацию не в столичном Штутгарте, а ближе к границе Швейцарии. А где, как не в подобных местах, устраивать показ флагмана грузового флота?!

Прежний автомобиль с этим именем нередко критиковали за проблемы с электроникой (особенно в странах Восточной Европы и, в частности, в России) и устаревший интерьер кабины. И все-таки среди грузовиков тяжелого класса в ряде регионов он был рекордсменом по объемам продаж. Только в Западной Европе ему принадлежало 20% рынка, а пользовался Actros спросом в 98-ми странах мира. Всего с начала серийной сборки выпущено более 230 тыс. таких машин.

Поскольку автомобиль позиционируется в основном как транспортное средство для длинных дистанций, его представили в следующих базовых исполнениях: седельный тягач, бортовой грузовик с высоким тентом и колесной формулой 4х2 и 6х2.

Что изменилось в Actros снаружи? Шеф грузового направления компании г-н Клаус Майер настаивает на том, что Actros именно новый, а не обновленный. Чтобы понять это, нужно вникнуть в детали. Первое, что бросается в глаза, – новая светотехника. Головной свет и указатели поворотов теперь «упакованы» в блок-фару с гладким стеклом, без рифлений рассеивания. Надпись Actros перекочевала с капота на решетку радиатора. Почти наполовину выезжавшая на капот трехлучевая звезда теперь строго базируется в пределах решетки радиатора. В его нижней части появились шесть прорезей для лучшего обдува радиатора, а в вариантах с высокой кабиной добавлены воздушные дефлекторы для лучшей аэродинамики и уменьшения загрязнения боковин.

Перейдя к тыльной части машины, можно заметить еще больше перемен. Так, вместо привычной двухскатной ошиновки ведущих колес появились шины-суперодиночки. Благодаря облегченной задней оси HL6 только с двумя пневмобаллонами (она применяется на машинах мощностью до 456 л.с.) конструкция становится на 90 кг легче по сравнению с прежней. Проще говоря, коммерческая нагрузка увеличивается почти на центнер. Электронный сенсор каждые 60 секунд замеряет давление воздуха в шине, ее температуру и передает сведения в бортовую базу данных FIS (система информирования водителя). Но при отклонении давления на 0.8 бар на центральном дисплее автоматически появится символ желтого цвета, сопровождаемый текстовым сообщением. А при повышении давления выше нормального значения на 1.5 бара загорится красная лампочка с надписью STOP.

Выигрыш в весе составляет до 200 кг, а это уже весьма ощутимо. На что он может быть направлен? На установку топливных баков большей вместимости: на автомобиле с колесной базой 3600 мм – 1300 л (два бака по 650 л) и максимально до 1500 л на машине с базой 3900 мм. Немецкие перевозчики, например, жалуются на то, что их соседи, особенно голландцы, получают в перевозках огромное преимущество только за счет этого фактора. Они под завязку заливают свои баки дома (где дизтопливо дешевле), везут груз в Германию или в другую страну транзитом и возвращаются назад, не заправляясь немецкой соляркой.
Но вернемся к Actros. В задней части рамы появился закрытый бокс. Открываем его – ба, да ведь сюда вынесены аккумуляторные батареи! Такое решение применяется на автомобилях с колесной формулой 4х2, 6х2/2 и 6х2/4, а также является стандартным оснащением для машин с кабиной Megaspace. На раме появилось множество технологических отверстий, позволяющих крепить топливный бак, инструментальный ящик и массу другого оборудования, которое владелец сочтет нужным иметь в пути. Стоит взглянуть на машину снизу (на смотровой яме), как выясняется, что и здесь есть сюрпризы, в частности новая пневмоподвеска. Она может иметь два или четыре пневмобаллона. Специалисты уверяют, что благодаря ей масса конструкции уменьшилась на 20-30 кг (в зависимости от модели грузовика). По-новому спроектирована и подвеска кабины: ее положение стабилизируют дополнительные элементы, установленные на раме.

Разработанный с целью максимального снижения расходов владельца, новый Actros получил прогрессивную электронную систему KontAct. Благодаря датчикам она позволяет точно определить нагрузку на каждом колесе и тем самым оптимизировать распределение груза, скажем, в полуприцепе. Это очень важно для уменьшения расхода топлива, повышения устойчивости автопоезда на дороге и предотвращения неравномерного износа шин. Есть еще масса других дополнительных электронных устройств вроде навигационной системы APS или контроля движения в своем ряду Lane Assistant, которые пока не актуальны для российского рынка.

В новой версии наследника образца 1996 года конструкторы учли пожелания и предложили клиентам кабину повышенной комфортности. В частности, в ней появились новые кресла и кровать, создающие особый уют и приемлемые условия для работы за рулем и отдыха «вне штурвала». Впервые в мире на магистральных грузовиках в кабине появился ортопедический матрац, позволяющий лучше расслабиться после смены и снимающий нагрузку с позвоночника за счет пластмассовых пружин в виде раскрытых крыльев бабочки. Кстати, удобство этих элементов оснащения кабины было отмечено в ходе проведенной в Германии компании «Вернуть здоровье». Дальнобойщикам его возвращать не надо, а вот сохранить – полезно. Объем кабины расширен на 110 мм за счет выступающей штамповки с тыльной стороны. В варианте кабины L полезный объем жилого модуля увеличился на 38%, с 424 до 587 л; в варианте LH (Megaspace) – на 54%, с 543 до 836 л. Прибавка, согласитесь, приличная. Более чем вдвое увеличен объем персональной «камеры хранения» для личных вещей.

В верхней части кабины сделаны небольшие лампы ночного освещения, которые могут гореть голубым, зеленым, красным светом – в зависимости от того, что предпочтет водитель. Верхнее спальное место имеет длину 2020 мм и ширину 800 мм, нижнее – чуть меньше, 1957х610 мм, зато оно комплектуется матрацем толщиной 110 мм, к которому прилагается и небольшая подушка.

Центральное место на панели приборов занимает информационный дисплей с данными о состоянии систем автомобиля и параметрах поездки. Спидометр смещен влево, но для профессионального водителя этот прибор не самый важный – опытные перевозчики чувствуют скорость, что называется, кожей. А вот расположенный справа тахометр позволяет выбирать наиболее экономичный режим движения. На рулевом колесе появились клавиши, с помощью которых можно управлять бортовым радиоприемником, телефоном и меню информационного дисплея. Переключение передач теперь осуществляется с помощью джойстика, расположенного на подлокотнике водительского кресла.

Для нового Actros конструкторы приготовили более мощные двигатели. Так, V-образная «шестерка» OM 501 LA пойдет в серию в пяти вариантах мощности (320; 360; 408; 435 и 456 л.с.), а V-образная «восьмерка» OM 502 LA – в трех (503; 537 и 578 л.с.). Прирост силенок по 6-цилиндровым моторам вылился в значение от 6 до 14 л.с., а по 8-цилиндровым – от 7 до 27 л.с. На 8% (или до 150 Нм) составило повышение пика крутящего момента: теперь на двигателях V6 он составляет от 1650 до 2200 Нм, а на V8 – от 2400 до 2700 Нм. Все эти моторы отвечают требованиям Евро-3, но в них заложен потенциал соответствия нормам Евро-4 и Евро-5. В базовой комплектации новый Actros получит 16-скоростную механическую коробку передач G211/G231 или полуавтоматическую G210/G240/G260. Управление ими происходит через систему Telligent gearshift.

На «покатушках» немцы предложили опробовать полтора десятка Actros различных модификаций, но упомянутые три модели предлагали особенно настойчиво. Пробу руля довелось провести на маршруте протяженностью около 60 км. Дистанция проходила по дорогам общего пользования, включая узкие городские и поселковые улочки, загородное шоссе и автобан. Времени было столько, что любой желающий мог проехать в течение дня шесть кругов. Лично мне хватило двух, чтобы оценить новый Actros на пятерку.

Использование на мерседесовском флагмане шести типов кабин, восьми модификаций двигателей, восьми вариантов шасси и двенадцати вариантов колесной базы образует ни много ни мало 530 модификаций.

Кстати, в качестве опции для нового «вожака» грузовиков Mercedes-Benz предусмотрена возможность установки «ксенона» – мощных газоразрядных ламп, превращающих ночь в день. Так что если будущей весной в зеркале заднего вида вы увидите характерный голубоватый свет фар, не спешите с выводами: возможно, это не легковая иномарка, а король дорог – Его Величество Actros. Разумеется, 2003 модельного года…