Завещание Карла Бенца

Принято считать, что у истории нет сослагательного наклонения. И все-таки трудно представить, какой была бы летопись брэнда Mercedes-Benz без талантливого Карла Бенца – человека, открывшего новую страницу мирового автомобилестроения. Со всей наглядностью это становится очевидно при знакомстве с корнями и современностью автобусной компании EvoBus.Эта поездка началась необычно – с посещения музея Карла Бенца. Просьба не путать его с корпоративным собранием раритетов Daimler-Benz в Штутгарте! Частная экспозиция, которой владеет господин Зайдель, расположена в Ладенбурге – городке, в котором долгое время жил и творил великий гений прошлого. Причем приехал он сюда из более крупного Мангейма.[v1]Славных дат в биографии Карла Бенца хватило на сотни различных изданий, от простых брошюр и справочников до солидных монографий и фотоальбомов. Свою первую фабрику он основал в 1872 году, а уже через 14 лет получил патент на изобретение автомобиля. Собственно, 1886 год и считается мировым днем рождения автомобиля.  Общепризнанным днем рождения автобуса, которому в этом году исполняется 110 лет, стало 18 марта 1895 года. Первый омнибус (как тогда называли транспортное средство для перевозки пассажиров) оснащался двигателем смешной по нынешним временам мощности в 5 л.с. и был способен перевозить 8 человек.Настоящее серийное производство автобусов Бенц развернул только в 1908 году, уже в Мангейме, на построенной с чистого листа фабрике. Но в то же время он выпускал в Ладенбурге автомобили Benz. Любопытно, что до ноября 2004 года местное производство еще поставляло запчасти для заднего моста Mercedes-Benz Actros. Старое здание фабрики сейчас реставрируется, и в 2005 году музей Карла Бенца справит в нем свое новоселье. Примечательно, что и в Мангейме некоторые из возведенных столетие назад цехов благополучно работают до сих пор: что-что, а историю здесь хранят трепетно.[v2]На территории завода соблюдаются образцовая чистота и порядок. Собственно, завод здесь не один, их несколько: по выпуску дизельных двигателей, производству литья, сборке автобусов. Мангейм выпускает готовые пассажирские машины Citaro в соло- и сочлененной версиях и комплектные кузова для европейских партнеров по холдингу EvoBus. Сюда тоже приходят комплектующие, причем не из Германии, а из-за рубежа: из Турции (Аксай) и Чехии (Хольшев).Прямо перед воротами некоторых цехов на низких подкатных тележках стоят остова кузовов одинаково серого цвета: это сварные конструкции, прошедшие первичную обработку. Перед тем, как эти «скелеты» обрастут «мясом» в виде листового металла, они проходят контроль в так называемых воротах качества: в торце устанавливается рамка, с помощью которой выверяется геометрическая безупречность конструкции. Любое отклонение от нормы может потом обойтись дорого: треснет лобовое стекло, не встанет на место какая-нибудь деталь.  А качество Mercedes-Benz обязывает.В отличие от широко распространенного представления о производстве, завод не гудит как растревоженный улей. Разбитые на небольшие бригады по 12-15 человек специалисты четко знают свое дело. Тут контролируется все до мелочей, и каждый заинтересован в результатах труда. Спрятаться за спиной товарища не получится: система учета позволяет определить, кто и когда сделал конкретную операцию. Наряду с угрозой финансового наказания есть и поощрительная система бонусов. Не хочешь больше зарабатывать – просто вылетишь из бригады, а желающие занять «хлебное» место всегда найдутся.На заводе имеется полнопогружная ванна катафорезного грунтования, установленная еще дюжину лет назад. Ее размеры (длина 16.1; ширина 3.8; глубина 6.0 м) позволяют обрабатывать кузова любых моделей автобусов, что создает неплохую загрузку. Наряду с мерседесовскими кузовами обработку проходят и сетровские, в частности, знаменитые двухпалубники 400-й серии. Все остальное тоже достойного уровня. Инструмент чистый, исправный. Никаких тебе обмоток изолентой или креплений «на честном слове» – все по высшему разряду. Наверное, поэтому в любое время здесь готовы к приему гостей, понимая, что краснеть не придется. Высокая репутация брэнда обязывает бережно относиться к результатам труда: никаких отпечатков пальцев на готовой продукции быть не может. Поэтому все рабочие поверхности сперва обклеиваются бумагой или лентой, а на заключительной стадии – полируются. Заказчик получает сверкающую технику в прямом смысле этого слова.Клиентами предприятия являются транспортные компании всей Европы. Во время моей поездки здесь собирали крупную партию из 300 городских машин Citaro для Рима и 180 – для Лондона. Отправка готовой продукции осуществлялась партиями, и каждый раз во время передачи и приема товара лица заказчиков светились радостью и удовлетворением: эти люди знают, за что они платят деньги. А в этом и состоит суть завещания Карла Бенца: чтобы клиент был доволен и легко расставался с деньгами.