Авто по требованию

Почему бы и нет. Ведь поездка  на такси из одного конца города в другой будет стоить  минимум 500 руб. Но не все так просто – есть еще сопутствующие платежи и риски, которые могут обойтись дороже, чем сама аренда.
Вы когда-нибудь мечтали прокатиться с девушкой на кабриолете, съездить с друзьями за город на мощном джипе или промчаться по автостраде за рулем спортивного автокара? Конечно, мечтали… Но на такие мечты денег не хватит. Точнее, не хватит денег на все вышеперечисленные автомобили. А ведь «авто на случай» покупать не обязательно -  можно взять его напрокат.

Хотя причины, по которым люди берут автомобили в аренду, бывают и прозаичнее. По словам Сергея Какичева, руководителя отдела проката компании «Элекс Полюс» в Петербурге (официальный дилер АвтоВАЗа), чаще всего машина нужна для дела: «У человека сломался свой автомобиль или он приехал в командировку, надо вывезти семью на дачу или показать гостям достопримечательности — это все к нам. Обращаются даже водители, которые занимаются частным извозом».

Еще 3-5 лет назад компаний, сдающих в аренду машины, было меньше, чем пальцев на одной руке. Теперь количество подобных фирм значительно увеличилось. Предоставлением напрокат отечественных автомобилей занимаются семь крупных компаний, а иномарками не менее шести серьезных игроков. Судя по всему, дела у них идут неплохо. В «Элекс Полюс», к примеру, парк автомобилей за последний год вырос на 30% (теперь более 130 машин), а выручка на 50%. Понемногу к этому бизнесу начинают присоединяться дилеры, которые сдают в аренду по две-три машины.

Условия и требования у прокатчиков схожи: удостоверение со стажем вождения не менее двух лет (для иностранцев – международное водительское разрешение), возраст арендатора от 22-23-х лет и общегражданский или загранпаспорт. После этого проверка документов и подписание соглашения. «Клиентов мы проверяем по различным базам, в том числе ГУВД и ГИБДД, это обычно занимает около 20 минут», — рассказывает старший менеджер компании «Рента-плюс» Александр Мороз. За эти полчаса клиент должен ознакомиться с текстом договора, предусматривающим любые ситуации, которые могут произойти за время аренды, включая самые худшие варианты. Но не будем о грустном, потому что главный вопрос, который вас сейчас интересует, – сколько это стоит?

Цена вопроса в основном зависит от пяти факторов: класса автомобиля, его комплектации, с водителем он берется или без и дальности путешествия.

В аренду сегодня можно получить практически любое средство передвижения. Например, «Машина времени» предлагает взять напрокат Hummer H2 или Mercedes-Benz SLK. Для тех, кто поскромнее, — Peugeot 307 CC (кабриолет). А для самых непривередливых в ассортименте представлены модели АвтоВАЗа. Арендная плата также на любой вкус: от 600 руб./сутки за пятую модель «Жигулей» до 8 000 руб./сутки за Hummer. Но это только стоимость самой аренды и страховки.

Дополнительные расходы – это, например, деньги на залог. Его величина напрямую не зависит от класса автомобиля: за Citroen C3 в «Рента-плюс» попросят 3 800 руб., а в «Элекс Полюс» за ВАЗ – 4 500 руб. Такое несоответствие объясняется тем, что залог — это франшиза страховки по Каско, то есть та сумма, которой рискует клиент в случае аварии по своей вине. «Также с клиента взимается стоимость ремонта, если автомобиль сломается по его вине. К сожалению, нередко наши машины проверяют на прочность или выясняют, какой у неё предел по ходовым качествам. В этом случае приходится применять штрафные санкции», — жалуется Сергей Какичев из «Элекс Полюс».

Кроме залога с клиента еще — бензин. Машина обычно выдается с полным баком, с таковым ее надо вернуть обратно, иначе придется за каждый «штрафной» километр платить по двойному тарифу.

Почти во всех компаниях есть ограничения по пробегу. Например, в «Машине времени» это 200 км в сутки. Каждый километр «сверх» стоит 3.5 руб.

А в российском подразделении мирового лидера автопроката Hertz с клиентов моложе 25 лет собирают дополнительные $15 за каждый день аренды – опыта, мол, у них мало.
Есть и еще «небольшие» затраты. Некоторые компании обязывают мыть машину перед сдачей, что утяжеляет аренду на сотню-другую рублей. Многое можно рассказать и об услуге «возврат». Во-первых, ее необходимо заказать заранее – обычно за 24 часа, иначе вы рискуете лишиться 500-600 руб. Во-вторых, нужно рассчитать, сколько эта услуга будет стоить: ночное время и пригородное место стоянки обойдутся в несколько «штрафных» купюр. В Hertz днем и в пределах города машину заберут за $20, за каждый областной километр еще по $0.25 и $15-25 за поздний возврат.

Итого может набежать сумма, которая значительно отличается от рекламных цифр (см. примеры). С другой стороны, клиент получает достаточно «свежий» автомобиль, скорее всего не старше двух лет, в хорошем техническом состоянии и ровно тогда, когда это требуется.

СПБ-МОСКВА-СПБ, 2 000 КМ, СРЕДНИЙ РАСХОД 10 Л НА 100 КМ

ВАЗ 21093*3 дня: 2 730 руб.Залог: 4 500 руб.Дополнительные тратыБензин АИ-92: 3 372 руб.Доплата за 1 км свыше 350 км/сутки за пределами ЛО: 2 руб./км — 1 800 руб.Подача/возврат а/м в городе: 500 руб.Мойка авто при возврате: 220 руб.Итого доп. платы: 5 892 р.*цены компании «Элекс Полюс»

Citroen C3* (РКПП)3 дня: 5 400 руб.Залог: 3 800 руб.Дополнительные тратыБензин АИ-95: 3 600 руб.Доплата за 1 км свыше 150 км/сутки за пределами ЛО: 3.5 руб./км – 4 550 руб.Подача/возврат а/м в городе: 500 руб.Мойка авто при возврате: 350 руб.Итого доп. платы: 9 500 руб.*цены компании «Рента-плюс»

Nissan Maxima QX 2.0 АКПП*3 дня: 13 050 руб.Залог: 3 500 руб.Дополнительные тратыДоплата за 1 км свыше 200 км/сутки за пределами ЛО: 7 руб./км – 8 400 руб. Бензин АИ-95: 3 600 руб.Подача/возврат а/м в городе: 525 руб.Мойка: 450 руб.Итого доп. платы: 12 975 руб.*цены компании «Машина времени»