Фердинанд Порш

Названы личности века

В прошлом номере Колес были опубликованы итоги конкурса «Car Of The Century», который проходил в несколько этапов на протяжении последних четырех лет. Мы подробно рассказывали обо всех моделях-финалистах, упустив только AC Cobra 427, потому что эту машину организаторы конкурса внесли в окончательный список «27 лучших» с некоторым опозданием.
«Автомобилем столетия» стал Ford T, хотя многие предрекали победу легендарному Жуку. Случайно или преднамеренно, но концерн Volkswagen получил достойную компенсацию за «моральный ущерб»: в пятерку самых ярких автомобилей двадцатого века вошли Volkswagen Beetle и Porsche 911, в номинации «инженер века» победил Фердинанд Порше, а «лучшим руководителем компании» признан Фердинанд Пих. «Дизайнер века» — Джорджетто Джуджаро — спроектировал кузова для двенадцати серийных моделей и девяти концепт-каров немецкого концерна. Правда, и при награждении выдающихся личностей удалось достичь паритета: Генри Форд получил титул «предприниматель века». Так кто же они, великие люди первого автомобильного столетия, и как складывалась их судьба?

Фердинанд Порш
Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в городке Маффердорф, расположенном в австро-венгерской провинции Богемия (территория современной Чехии). С раннего детства Фердинанд проявлял живейший интерес ко всему, что было связано с техникой: в пятнадцать лет он самостоятельно смастерил генератор и электрическую лампочку, и дом семьи Порше стал вторым в городе, освещаемым при помощи электричества. Естественно, такой талант не мог остаться незамеченным, а так как Порше особенно увлекся «самобеглыми колясками», то и путь в нарождавшуюся автомобильную промышленность ему был открыт. К началу века он работал в местной компании Austro-Daimler, где к 34 годам дослужился до поста технического директора. Однако по-настоящему головокружительный характер его карьера приняла уже после Первой мировой войны.
В 1923 году австрийского инженера на должность технического директора приглашает Mercedes, и Порше, не раздумывая, переезжает с семьей в Штутгарт. Пять лет он будет отвечать за перспективные разработки немецкой компании (переименованной при нем в Daimler-Benz после слияния с фирмой Daimler), и под его руководством на свет появится такой шедевр, как Mercedes-Benz SSK. На оснащенном семилитровым двигателем с механическим нагнетателем SSK, разгонявшемся почти до 200 км/ч, легендарный гонщик Рудольф Караччиола на рубеже тридцатых одержал немало громких побед.
Фердинанд Порше был влюблен в автоспорт и считал, что только спорт движет технический прогресс. Как-то конструктор посетил СССР по личному приглашению Сталина и, вроде как, услышал от вождя намек, что для него в советском правительстве готов министерский пост. Порше отказался от лестного предложения потому, что в стране Советов автоспорт никак не развивался, а инженер был согласен проектировать танки только параллельно с гоночными болидами. Такую возможность предоставил австрийцу другой великий вождь.
В апреле 1931 года Порше вместе с сыном, 22-летним Фердинандом-младшим, или просто Ферри, под рекламным слоганом «мы создаем, а также консультируем по всем вопросам разработки наземных, водных и воздушных транспортных средств» основал независимую фирму Dr. Ing. h. c. F Porsche AG. Первому заказу на проект компактного автомобиля с двухлитровым мотором, поступившему от компании Wanderer, они присвоили порядковый номер «007″, чтобы клиенты не думали, что это действительно их самый первый заказ. Работа была выполнена блестяще, и тут же последовал заказ от Auto Union на гоночную машину весом не более 750 кг.

Auto Union P-wagon намного опередил свое время — машина скорее напоминает болиды Формулы-1 шестидесятых-семидесятых годов. В конструкции автомобиля широко использовались легкие материалы, в том числе алюминий, шестнадцатицилиндровый двигатель с нагнетателем и уникальной системой изменения работы газораспределительного механизма располагался позади водителя. Ферри все свободное время посвящал личному тестированию машины, пока в один прекрасный день отец не сказал ему: «У меня достаточно хороших водителей, но сын — только один».
В 1934 году Порше получил главный заказ своей жизни, обессмертивший его имя: Адольф Гитлер собственной персоной поручил инженеру создать «народный автомобиль», на котором рядовой немец смог бы путешествовать по автобанам. Началу серийного производства модели KdF (будущий Volkswagen «Жук») помешала война, и только что возведенный завод KdF-Stadt перешел в распоряжение Люфтваффе. Те 630 экземпляров машины, что удалось собрать, до покупателя не дошли, а были распределены между высокопоставленными офицерами армии. В ходе войны таланту Фердинанда Порше нашлось еще больше применений, чем в мирное время. Он участвовал в разработке тяжелой бронетехники Tiger, Ferdinand/Elefant, Leopard и Maus, проектировал легкие штабные автомобили и амфибии Kubelwagen, Schwimmwagen и Kommandeurwagen. Параллельно шла дальнейшая доводка «народного» KdF.
После поражения Германии все семейство Порше переехало во Францию, но там их выследили и арестовали, не без помощи нового руководства компании Renault. Как и Луи Рено, Фердинанда Порше, его сына Ферри и мужа его дочери Антона Пиха обвинили в пособничестве нацисткому режиму и упрятали за решетку. Оставшаяся на свободе дочь инженера Луиза Пих начала борьбу за освобождение родственников, и через шесть месяцев сумела вытащить из тюрьмы брата. Ферри немедленно принялся за постройку полноприводной машины класса Формула-1 для итальянской фирмы Cisitalia. Заработанные на этом заказе деньги позволили ему в 1947 году выкупить у французов отца и Антона Пиха.
Порше обосновались в австрийском городе Гмюнде, где была создана автомобильная компания Porsche AG. Там они приступили к проектированию первой собственной машины на узлах «Жука», и в 1950 году началось производство первого автомобиля под маркой Porsche — купе модели 356. Фердинанд Порше скончался после перенесенного инсульта в январе 1951 года. Незадолго до смерти великий конструктор побывал в Вольфсбурге, и впервые своими глазами увидел, как сотни «Жуков» весело бегут по автобанам. Старик не мог удержать слез — мечта всей его жизни стала реальностью.
После себя Порше оставил более семи десятков оригинальных разработок. Он был удивительно многогранным творцом, создавая не только легковые автомобили и грузовики, но еще и танки, внедорожники, мотоциклы, локомотивы, авиационные двигатели и даже ветряные мельницы. Дело отца продолжил Фердинанд-младший (1909-1998). Именно его усилиями компания Porsche завоевала в автомобильном мире высочайший авторитет как выпуском спортивных и гоночных машин, так и «традиционным ремеслом» — выполнением различных заказов. Не секрет, что наши «восьмерка» и «десятка» в свое время прошли через руки специалистов Porsche.
  Дальше >> Фердинанд Пих >> Джорджетто Джуджаро >> Генри Форд