Лизинг — это заманчиво…

Вопреки прогнозам скептиков российский рынок лизинговых услуг растет. Причем растет не только по легковому транспорту и не только в Москве. Наглядный пример тому — рынок Северо-Западного региона и, в частности, Санкт-Петербурга.  Нынешний рынок лизинговых услуг отличается от того, что было 10-12 лет назад так же, как цветное кино от черно-белого. Раньше говорили о том, что лизинг — это практически то же самое, что продажа в рассрочку. Но сегодня это более глубокое понятие. Разобраться без специалистов, что же происходит на рынке сейчас, очень сложно. По крайней мере, подход наскоком неизбежно чреват ошибочными выводами. Вот почему при подготовке материала я обратился к профессионалам из компании с прочной репутацией. «Интерлизинг» Питерское ООО «Интерлизинг» было учреждено «Международным Банком Санкт-Петербурга» 5 лет назад, 15 июля 1999 года, и на данный момент является динамично развивающейся структурой. Согласно оценкам экспертов, в рейтингах лизинговых компаний по итогам 2003 года «Интерлизинг» занимал 3-е место на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области и 16-е в общероссийском реестре. Основной специализацией фирмы является предоставление в лизинг наиболее востребованных рынком продуктов и, в первую очередь, автомобильного и грузового транспорта. В настоящее время компания работает со всеми видами сделок размером от 20 тыс. до 10 млн долларов США. Общая сумма лизингового портфеля за минувший год превысила 1,7 млрд рублей. Положение на рынке Лакмусовой бумажкой, определяющей состояние рынка лизинговых услуг, нередко служат независимые маркетинговые исследования, которые и были проведены Северо-Западной Лизинговой Ассоциацией по Санкт-Петербургу в 2003 году. Результат экспресс-обзора показал, что в Российской Федерации действуют более 264 лизинговых компаний. На территории СЗФО (Северо-Западного Федерального округа) — около 100 лизинговых компаний: 73 из них зарегистрированы в СЗФО, остальные «пришли» из других регионов, в основном из ЦФО (Центрального Федерального округа). Валовой объем лизинговых услуг фирм, принимавших участие в исследовании, составляет 246,6 млн долларов, а объем их лизинга по Северо-Западному региону равняется 201 млн долларов. Все рассматриваемые компании имеют головной офис в Санкт-Петербурге, но их интересы представлены и в других регионах России. Наиболее широко охвачены Санкт-Петербург, Ленинградская область, Великий Новгород, Псков, Мурманск, Петрозаводск, Калининград, Выборг. На долю Северной столицы и области приходится 58% от общего объема питерских лизинговых компаний. Половина всех фирм действует в ЦФО, далее следуют Приволжский и Уральский Федеральные округа; за ними — Южный и Сибирский, но ни одна компания не работает в Дальневосточном регионе.  По информации, предоставленной лизинговыми фирмами, в 2003 году было заключено более 1500 договоров лизинга. Средняя стоимость одного договора составила 160,8 тыс. долларов, минимальная — $26 тыс., максимальная — $563 тыс. При этом доля самого крупного лизингополучателя относительно 2002 года сократилась в 1,5 раза, что является свидетельством уменьшения зависимости компании от одного партнера. Анализ лизинговых портфелей показал, что у 37% всех заключенных договоров (от стоимости) предметом лизинга выступает транспортное средство. В этой группе лидируют легковые автомобили (18,29%), затем следуют грузовики (11,23%), авиатехника (2,5%), автобусы (2,2%). Все рассматриваемые компании заключали договоры, где предметом лизинга выступали легковые автомобили, 90% — грузовики, 50% — автобусы. Наибольший рост пришелся на сферу строительной автомобильной техники. Относительно страны происхождения техники ничего непредсказуемого нет. Более половины сделок (61%) приходится на импортную продукцию и только 39% — на отечественные товары промышленного производства. Безусловным лидером среди зарубежных производителей остается Германия (15,9% от общего количества договоров). Вторую строчку занимает Япония (13,8%). Следом за ними с большим отрывом идут Франция (6,6%) и США (5,4%). В середине списка — Финляндия, Швеция, Великобритания, Южная Корея, Польша, Чехия. По периодам рассрочки (по стоимости) наибольшая группа (57%) приходится на договоры сроком 2-3 года. Менее трети (27%) заключают договоры на 3-5 лет, 13,5% подписывают их на 1-2 года. Замыкают классификацию договоры со сроками 5-10 лет и до одного года. Однако по количеству (а не стоимости) заключенных лизинговых договоров картина иная: 63% приходится на договоры сроком 2-3 года, 30% — на 1-2 года. Таким образом, подавляющее большинство сделок заключается на срок от одного до трех лет. Структура лизинговых сделок такова: 67% от общего количества приходится на контракты размером от 10 до 100 тыс. долларов, 23% — от $100 тыс. до $1 млн, 6,5% — в диапазоне до $10 тыс. и 3,5% — свыше $1 млн. Эксперты предполагают, что чем меньше стоимость лизингового договора, тем выше вероятность попасть в диапазон от одного до трех лет, что особенно характерно для грузового и легкового транспорта. Такая корреляция показателей обусловлена быстрым сроком окупаемости предметов лизинга, т.е. высокой нормой амортизации. Откуда деньги? Главным источником финансирования лизинговых компаний выступает банковский кредит (44% от общего объема финансирования). Правда, его доля незначительно уменьшилась в сравнении с 2002 годом. Вероятнее всего, это произошло за счет увеличения товарного кредитования, что говорит о росте интереса производителей к лизингу. На втором месте идут авансовые платежи лизингополучателей, на третьем — коммерческое кредитование поставщиков.  В 2003 году в 54% случаев (от общей стоимости заключенных договоров) валютой заключения договора выступали рубли, в 41% — доллар США, и только в 5% — евро. Иностранные деньги применялись при товарном финансировании, поскольку львиная доля производителей техники является зарубежной и может себе позволить провести сделку в валюте. В сделках, когда источником финансирования значился банковский кредит, в трех случаях из четырех валютой выступали российские рубли. Важно и то, что разница между ставками «рубли/валюта» с каждым годом уменьшается: в 2002 году она составляла соответственно 20% и 14%, а в 2003 году — 16% и 14%. Выплата лизинговых платежей в большинстве случаев (около 90%) осуществляется ежемесячно, а платежи уменьшаются по нисходящей (68%). Чуть менее трети (27%) платежей осуществляются равными долями, и только в 5% сделок применяется индивидуальный график выплат. В 95% случаев предмет лизинговой сделки является застрахованным. Страховая премия по договорам лизинга только по 10 компаниям и новому оборудованию в среднем составила за 2003 год 7,3 млн долларов. Совместные программы Одно из направлений работы лизинговых фирм — сотрудничество с производителями и поставщиками коммерческой техники. Существуют программы, когда лизинг больше похож на аренду. Например, вы купили автобус на 3-5 лет, пользуетесь им, а по истечении срока лизинговая компания забирает его назад. Допустим, автобус стоит 250-300 тыс. евро. Окупить его за 3 года не всегда реально. Несмотря на это, через 3 года его рыночная стоимость составляет 50% от начальной и более. Поэтому на сегодняшний день подготовлен ряд лизинговых программ, по которым клиент платит именно за тот период времени, пока машина работает у него. Допустим, клиент платит по 4 тыс. евро в месяц. По истечении 5 лет у него есть право либо оставить автобус себе, либо пересчитать остаточную стоимость, либо отдать лизинговой компании и взять себе новый. Клиент может заранее просчитать, во сколько ему будет обходиться автобус ежемесячно, включить расходы на бензин, водителя и т.д., составить свой бизнес-план, что очень важно при принятии управленческого решения. Формируется и вторичный рынок автобусов в России. Раньше принято было считать, что лучше купить подержанную машину в Европе. Хотя абсолютно непонятно, как она там эксплуатировалась, какие были аварии, наводнения и прочие напасти. У нас же мы через 3-4 года получаем машину, о которой знаем все: сколько прошла, как обслуживалась, была ли в ДТП и т.д. Не будем забывать, что сейчас уровень сервисного обслуживания автобусов в крупных компаниях в России ничем не уступает западному. На сегодня лизинг больше ориентирован на крупные и средние предприятия. Частным предпринимателям, работающим по упрощенной системе налогообложения, легче и выгоднее получить кредит. Самая простая схема лизинга: к лизингодателю обращается предприятие, он покупает нужную заказчику технику и передает ее в лизинг. Затем в течение 2-3 лет заказчик выкупает технику в собственность. Есть так называемый возвратный лизинг, при котором предприятие, например, продает лизингодателю свой автобус, потом берет его в лизинг и в конце концов полностью выкупает. При этом фирма получает свободные оборотные средства. Существует также оперативный лизинг, т.е. практически аренда. При этом клиент берет технику на один-два месяца. Но в России этот метод пока еще не развит, т.к. цивилизованный рынок как таковой отсутствует. Есть и финансовый лизинг, когда клиент берет новую машину на три года, потом возвращает ее лизингодателю и опять берет новую. На сегодняшний день самый большой объем лизинга на рынке легковых автомобилей, затем грузовиков, и только потом — автобусов. Это связано с тем, что большинство пассажирских перевозок городским транспортом носит социальный характер, и поэтому они убыточны. На сегодня не до конца понятно, кому давать городской автобус в лизинг. По туристическим автобусам ситуация противоположная. Даже государственные предприятия, зная маршруты перевозок, могут составить бизнес-план и посчитать свои доходы. А соответственно и лизингодатель в силах прикинуть свои риски. По словам директора группы компаний «Интерлизинг» Кирилла Царева, автобусный рынок только развивается. Всего 3 года назад новые лайнеры импортного производства практически никто не покупал. Ввозимый в Россию автобус возрастом 7-10 лет считался нормой. Сейчас ситуация меняется. В Москве и Санкт-Петербурге большое количество туристов требуют от туроператора современные новые лайнеры. Что касается лизинга микроавтобусов, то развитие темы сдерживает наличие «Газелей». Несмотря на отсутствие комфорта, они заполонили весь российский рынок благодаря своей низкой цене, а соответственно — быстрой окупаемости. Однако люди начинают задумываться, на чем они едут, и потому требуют безопасности, комфорта и сервиса. По оценкам экспертов, перспективы продажи новых иностранных автобусов пока невелики. По Санкт-Петербургу картина выглядит примерно так: магистральные автобусы — 10-15 в год, городские — около 100, импортные микроавтобусы — от 150 до 300. Проект с «ЕвоБус Русслэнд» Директор группы компаний «Интерлизинг» Кирилл Царев текущую задачу видит в том, чтобы совместно с ООО «ЕвоБус Русслэнд» развивать пакетные решения в лизинговых программах. Речь идет о том, что лизинг уходит от полукредита и полупродажи и становится собственно лизингом. В принципе, это касается не только автобусов Mercedes-Benz и Setra, но также грузовиков и любой другой автомобильной техники. Пакет программ работает как по новой технике, так и по бывшей в употреблении. Единственный минус — лизингодатель не может обещать, что по истечении двух-трех лет опять заберет б/у технику (имеется в виду, что лизингополучатель изначально брал в лизинг б/у технику, в конце срока лизинга любая техника становится б/у). В своей деятельности «Интерлизинг» во многом опирается на европейский опыт. Работая с новой техникой, его сотрудники уверены, что она находится на гарантии изготовителей, и за это время с ней ничего не произойдет.  Партнерское соглашение с «ЕвоБус Русслэнд» предусматривает предоставление немецких автобусов в лизинг сроком на 5 лет. При предоплате от 15 до 25% и годовой процентной ставке в 9% ежегодное удорожание техники составит 5-6%. При стандартном финансировании рассрочка платежа и фиксированные ежемесячные выплаты выбираются по желанию заказчика. Для обеспечения финансовой гибкости клиенту предлагаются сезонные взносы, размер которых согласован с производственным процессом, например, вне рамок сезона практикуются низкие месячные взносы. Периодичность и размер взносов в ряде случаев подбираются индивидуально. Для уменьшения месячных выплат специалисты компании рекомендуют более высокий окончательный взнос, который выплачивается в конце срока действия договора. По истечении лизингового срока ООО «ЕвоБус Русслэнд» готово выкупить этот автобус по остаточной стоимости (около 20% от первоначальной) и принять эту сумму в качестве предоплаты за новый автобус. Таким образом, по окончании договора лизинга возможно предоставить эту технику в зачет для лизинга другой новой техники. Привлекательными сторонами работы с «ЕвоБус Русслэнд» являются отсутствие залога, решение вопросов регистрации автобуса в ГИБДД. Уместно сказать, что модельный ряд компании «ЕвоБус Русслэнд» охватывает все классы автобусов Mercedes-Benz и Setra, отличающиеся по длине, количеству пассажиров и назначению. За последние 15 лет в Россию поставлено более 2 500 новых автобусов марки Mercedes-Benz. И не нужно быть ясновидящим, чтобы понять простую истину: благодаря развитию лизинга число современных лайнеров в России будет только расти.