«ТАЧКА ЗА ШТУКАРЯ», ИЛИ что можно купить за одну тысячу долларов

«ТАЧКА ЗА ШТУКАРЯ»,
ИЛИ
что можно купить за одну тысячу долларов
Наш сегодняшний обзор рынка подержанных автомобилей будет посвящен проблеме расставания с магической суммой в тысячу долларов США. Цитировать незабвенного Уолтера Крайслера, утверждавшего, что лучший автомобиль — новый автомобиль, в этом случае абсолютно бесполезно. Даже скромная «Ока» для обладателя указанных материальных ресурсов является недоступной. Вообще, при таком раскладе, всевозможных ограничений — хоть отбавляй. Даже на рынки, и то вход закрыт, поскольку искать там практически нечего. Так что остается запастись кипой газет с частными объявлениями, терпением и изрядной долей терпимости по отношению к недостаткам вашего будущего приобретения. И особой терпимостью, если вы считаете главным недостатком возраст.
Наверное, стоит начать с отечественных машин, ибо, как ни крути, они и становятся объектами перепродаж в подавляющем большинстве случаев. Не только иномарки, но и продукция советских — да-да, в то время еще советских — заводов бывает престижной и непрестижной, что самым непосредственным образом отражается на цене. Так, при покупке «Москвича-2140» или его удмуртского двойника под названием «Иж-412» вы почувствуете полную свободу действий, потому что все предлагаемые машины стоят гораздо меньше $1000. На втором месте «с хвоста» окажется «Ока» в двух- или трехлетнем возрасте. Далее следуют «Таврия» и «Москвич-2141», за эти деньги предлагаются машины 1995-96 годов выпуска. Итак, мы назвали пять непрестижных отечественных моделей, потому что разница между ними и следующей группой весьма существенна.
Вот информация к размышлению. Тысячу долларов США в среднем сегодня стоят «ВАЗ-2106» 1989-91 годов и «ВАЗ-2105» 1989-90 годов, таким образом, они являются наименее популярными вазовскими машинами («Ока» в сознании нашего человека получила какое-то обособленное место). Чуть покруче будут «семерка» и «четверка», поскольку вам по карману окажутся экземпляры 1987-88 и 1987-89 годов соответственно. Чувствуете, как с ростом престижности неуклонно растет возраст товара? Следующую ступень занимают «Волга» и «Нива», датированные 1986-88 годами, а пальму первенства надежно удерживает «ВАЗ-2108» 1986-87 годов, и лишь в том случае, если автомобиль оснащен 1.3-литровым мотором и уже побывал в перекраске или на капитальном ремонте двигателя. В противном случае мимо «восьмерок» вам придется пройти. То же касается и «девяток», которые в 1987 году только попали на конвейер, но более свежих экземпляров, чем тринадцатилетние, будет и не найти. Если, конечно, вы не соблазнитесь на приобретение откровенно «убитой» машины, с которой потом проблем не оберешься. А о «ВАЗ-21099», пошедшем в серию в 1990-м, и речи не идет.
Иномарки по такому же критерию разделять гораздо сложнее. Все дело в преклонном возрасте, который часто нивелирует разницу в статусе между теми или иными моделями, которая была очевидной в момент их поступления на рынок. Пожалуй, можно выделить три основные группы подержанных машин зарубежного производства. Исходя из собственных пристрастий вы, вероятно, сразу же определитесь с тем, какая именно группа вас принципиально интересует. Отметим только, что мы упоминаем распространенные модели, которые знакомы широкому кругу автовладельцев, и со спецификой обслуживания которых частные мастерские так или иначе знакомы.
Первую группу образуют модели, которые так давно сняты с производства, что их состояние мало способно повлиять на цену. Иными словами, можно найти экземпляр в весьма приличной технической форме и отдать за него очень разумные деньги. В нашем, вернее, вашем случае — тысячу долларов. Итак, это Ford Granada второго поколения (образца 1977 года) 1981-83 годов выпуска, Opel Kadett D (образца 1979 года), датированный 1981-83 гг. и «трешка» BMW E23 (образца 1976 года), произведенная на свет в 1980 или 1981-м году. Особняком стоит Mercedes-Benz с кузовом W123, который действительно славится не дюжей долговечностью, и поэтому даже двадцатилетний, или около того, экземпляр может стать неплохим выбором.
Во вторую группу попадают просто старые модели, окончательно и бесповоротно морально устаревшие, но для кого-то до сих пор сохранившие остатки былой привлекательности. Их низкая цена объясняется как моральным, так и техническим износом. Парк этих машин достаточно обширен, так как они активно завозились из-за границы в начале девяностых, поэтому многие проблемы с поиском запчастей могут быть легко решены элементарным посещением разборок. Речь идет об Audi 80 второго поколения 1982-84 гг. выпуска, Opel Rekord E 1984-85 годов и Ascona C 1983-85 годов, Ford Escort MkII 1985-86 гг., Volkswagen Passat II 1983-84 годов и Volvo серий 200 1985-86 годов и 300 1984-86 годов производства. Здесь также есть не совсем типичная машина — это относительно молодой Fiat Regata, запущенный в серию в 1983 году, на несколько лет позже остальных моделей из этой группы. $1000 стоит Regata 1985-86 годов выпуска.
Наконец, в третью группу попадают машины, дешевизна которых является только результатом плохой физической формы. Можно выделить две подгруппы: одна состоит из автомобилей, выглядящих более или менее современно, другая же образована престижными моделями. К первой относятся «сигара» Audi 100 1983 года выпуска, Ford Sierra 1983-84 годов, Opel Kadett E 1984-85 годов и Volkswagen Golf II 1984 года. Во вторую входит продукция марки BMW — «трешка» Е30 в четырехцилиндровых версиях 316/318 1983-84 годов производства и «пятерка» Е28 в модификациях 518/520 1982-84 годов. Но повторим, что степень износа автомобилей из данной группы, как правило, выше, чем у машин из других групп.
К сожалению, давать какие-либо рекомендации по покупке, пусть даже самые общие, с нашей стороны было бы несправедливо. Когда речь идет о машине за тысячу долларов, все решает техническое состояние и только техническое состояние конкретного экземпляра. Можно только выделить положительные стороны некоторых моделей. Так, Mercedes-Benz W123, Granada и Volvo серии 200 известны как долговечные и крепкие машины. Ascona и Escort донельзя просты, поэтому доступны для обслуживания и ремонта своими руками. А Kadett E, Sierra, Golf и Passat обладают не только столь ценным качеством, но еще и высоко ликвидны: то есть через год-два вам удастся продать автомобиль с минимальными финансовыми потерями. Эти автомобили еще могут конкурировать с подержанными отечественными машинами, сильными сторонами которых являются огромный выбор при покупке, низкие расходы на содержание и высочайшая ликвидность. В случае необходимости долго искать нового хозяина своим «Жигулям» вам не придется. Окончательный выбор — за вами.
Леонид Клюев