Большие, но быстрые

Лет десять прошло с той поры, когда американцы и европейцы сотворили себе нового кумира – внедорожник. Однако преимущества рамных гигантов в значительной степени были иллюзорными, а «паркетники» многим показались тщедушными, на автобане готовыми стать легкой жертвой любой машины бюджетного класса. Гурманам требовались роскошь, выдающиеся внедорожные качества и престижная динамика. Итак, на рубеже веков вездеходы стали как никогда технически изощренными, быстрыми и послушными. И как никогда редко съезжающими с асфальта.

Мы представляем вашему вниманию десять самых амбициозных из когда-либо выпускавшихся внедорожников, десять машин, готовых поспорить за место на дороге со спортивными седанами. Принцип расстановки автомобилей – соотношение разгонной динамики и максимальной скорости.

Десятое место занимает новейший Range Rover, дебютировавший на недавнем автосалоне в Детройте. На данный момент это самый совершенный и самый роскошный из серийных внедорожников. Кузов – несущий, привод – постоянный полный, подвеска – пневматическая. Под капотом британского аристократа в третьем поколении находится мотор BMW – немцы в бытность свою хозяевами группы Rover принимали в разработке машины самое активное участие. Расставаясь с безнадежно убыточной компанией, в Мюнхене наверняка больше всего жалели именно об этой машине. 4.4-литровый силовой агрегат V8 развивает 282 л. с., позволяя «Рэйнджу» разгоняться до 100 км/ч за 9.2 секунды и достигать 208 км/ч. Машина комплектуется только автоматической трансмиссией. Продажи в России начинаются в ближайшее время.

На девятом месте находится культовая машина с трагической судьбой. Гигантский вездеход Lamborghini Military (сокращенно LM) был разработан к 1977 году для участия в конкурсе на легкий внедорожник для армии США. Американцы поспешили забраковать машину, а затем использовали все сильные решения итальянских инженеров при создании своего «Хаммера». Весной 1986 года Lamborghini начала выпуск гражданской версии внедорожника – модели LM002. 48-клапанный мотор V12 от Countach Quattrovalvole в зависимости от типа системы питания выдавал от 426 до 456 л. с. – достаточно, чтобы разгонять эту махину до 200 км/ч, отметки 100 км/ч достигать за 8.5 секунды и потреблять бензин в неимоверных количествах. Внедорожник за $200000 собирался до1991 года, а затем был отправлен в отставку по причине отсутствия покупательского интереса. Именно LM002 впервые объединил понятия «вездеход» и «ураганная динамика».

На восьмом месте – вершина производственной программы марки Jeep. Модель Grand Cherokee второго поколения, появившаяся летом 1998 года, предлагается с несколькими силовыми агрегатами и типами трансмиссий. Наиболее же «продвинутой» является версия 4.7 с восьмицилиндровым двигателем соответствующего литража. 220-сильный мотор Power Tech объединен с автоматической коробкой передач в единый узел, что позволяет силовой установке и полноприводной трансмиссии работать слаженно и выдерживать большие нагрузки. Например, брать рубеж в 100 км/ч за 8.3 секунды или идти по трассе со скоростью 200 км/ч.

Седьмое место – за Mercedes-Benz в версии ML 430, которая выпускалась в 1998-2001 годах. Машины «М»-класса, производящиеся в США и Австрии, примечательны своей трансмиссией 4ETS. В ней функции всех механических блокировок возложены на тормозные механизмы, управляемые электроникой. Что же касается конкретно модификации ML 430, то она оснащалась 24-клапанным мотором V8 рабочим объемом 4266 «кубиков» и автоматической коробкой передач. 272 л. с. мощности и 390 Нм крутящего момента позволяли машине развивать ровно 200 км/ч, затрачивая на достижение заветных 100 км/ч 7.9 секунды.

На мерседесовский ML баварцы ответили своей моделью Х5, тоже американского производства (выпускается в Спартанбурге на одном заводе с семейством Z3). Разработка машины началась еще в 1995 году, и первоначально под маркой BMW планировалось выпускать… тот самый Range Rover, только в слегка измененном виде. Но на Детройтском автосалоне 1999 года была показана полностью оригинальная модель. Шестое место в нашем рейтинге занимает X5 4.4i с 286-сильным V8 от прежней «семерки». Данные машины достойны лучших автомобилей мюнхенской марки: 207 км/ч максимальной скорости и 100 км/ч за 7.5 секунды. Коробка передач – только «автомат».

Став частью концерна DaimlerChrysler, компания AMG GmbH стала готовить «официально-заряженные» версии «мерседесов». Не остался в стороне и нарочито консервативный «G»-class. Выпустив в 1995 году небольшую партию машин в исполнении G 36, компания подготовила еще более крутой G 55, который и занимает пятое место. От «обычного» G 500 автомобиль отличается модернизированной коробкой передач, «доведенной» подвеской и эксклюзивным интерьером. Объем восьмицилиндрового двигателя увеличен до 5439 куб. см, а мощность возросла до 354 л. с. Динамические возможности отражены в 7.4 секунды до 100 км/ч и 209 км/ч. Немцы представили G 55 AMG на Московском автосалоне 1998 года, прозрачно намекнув на то, кому предназначен этот «реактивный холодильник». Знают, кого можно заинтересовать машиной с заводской ценой в 110000 Евро.

Летом 2001 года Mercedes-Benz «М»-класса подвергся плановой модернизации. Среди мер, призванных поддержать интерес к машине, были легкая «косметика», усовершенствование трансмиссии 4ETS, а также замена прежней версии ML 430 на ML 500 с 306-сильным двигателем от «S»-класса. В сравнении с G 500 этот автомобиль не просто современнее, но и надежнее в управлении, а значит, безопаснее. Существенно проигрывая пятилитровому «Гелэндевагену» в проходимости, он настолько же превосходит его в динамике. При 222 км/ч максимальной скорости ML 500 требуется 7.7 секунды на достижение 100 км/ч.

На третьем месте оказался тот же самый BMW X5 4.4i, что и на шестом, но в исполнении Sport. Двигатель – уже знакомая 4.4-литровая «восьмерка» мощностью 286 л. с. Время разгона до 100 км/ч тоже не изменилось, а вот максимальная скорость возросла аж до 230 км/ч. Тюнинг? Вовсе нет. По утверждению баварцев, прирост в скорости достигнут исключительно благодаря применению 19-дюймовых колес и иных покрышек. И все. Правда, в конструкцию машины внесены некоторые другие изменения (в основном коснувшиеся настроек подвески), но они служат иной цели – обеспечению лучшей управляемости на высоких скоростях.

Самый быстроходный из внедорожных «мерседесов» занимает только второе место. ML 55 AMG был показан в качестве прототипа в Детройте три года назад, а через несколько месяцев пошел в серию. Под капотом машины находится 5.4-литровый мотор V8 мощностью 347 л. с., который мастера из AMG устанавливают также на седаны «CLK»-, «Е»- и «S»-классов. С таким сердцем ML 55 укладывает стрелку спидометра за цифру «100″ в течение 6.8 секунды после старта и способен развивать 235 км/ч. Отпускная цена составляет около 72000 Евро.

Ну а самым «горячим парнем» сегодня следует признать BMW X5 4.6is. О том, что BMW в лице своего спортивного отделения Motorsport GmbH готовит «заряженную» версию «икс-пятого», стало известно пару лет назад, даже упоминалось ее возможное название – Х5М. «Заряженная» версия действительно пошла в производство (ровно год назад), но получила более скромное обозначение. Автомобиль оснащен 350-сильным двигателем V8, который обеспечивает более чем убедительную динамику: 240 км/ч «максималки» и ускорение с нуля до 100 км/ч за 6.5 секунды. Совсем недавно этот внедорожник поступил в продажу и в России. Что касается Х5М, то вполне вероятно, что такая машина все же появится, поскольку удержать лидерство X5 4.6is будет очень нелегко.
Как и все в стремительно меняющемся автомобильном мире, десятка самых подготовленных «внедорожных спортсменов» недолговечна: уже к концу года ее будет трудно узнать. И виной тому – крепкие мускулы новичков. Так, летом стартует производство Porsche Cayenne, первого внедорожника прославленной марки. Обе заявленные версии, 340-cильный S и 450-сильный turbo, готовятся войти в элиту полноприводных машин многоцелевого назначения. Осенью в продажу поступит Volvo XC90, который получит 2.9-литровый турбомотор мощностью 272 л. с. от модели S80 T6. Наконец, еще до Рождества возможен выход на рынок нового Range Rover с 408-сильным двигателем семейства Valvetronic от BMW 760iL. Это будет первый в мире массовый внедорожник с двенадцатицилиндровым мотором. Не исключено, что в следующем году появится Range Rover с двигателем V12 марки Aston Martin. Короче говоря, еще чуть – и владельцам Ferrari придется опасаться, как бы по крыше не обогнали.